Портрет — старейший и наиболее распространенный жанр
фотографии. В зависимости от назначения, характера исполнения и числа
персонажей различают интимный, общественный, научный или
антропологический портреты; индивидуальный, парный и групповой, а также автопортрет. Деловой портрет (business portrait) относится к публичному типу портрета и находится в сфере коммерческой фотографии. Поэтому иногда деловой портрет еще называют рекламным портретом или просто фотографией крупным планом (mug shots) — это словосочетание также используется для фотографий в уголовных делах.
Приведенные выше определения наиболее красноречиво отражают специфику этого вида портрета. Фотографии, выполненные в форме делового портрета,
являются визитной карточкой фирмы и используются для визиток, в
пресс-релизах о компании, размещаются на сайте, включая портретную
галерею компании. Условно можно выделить два вида делового портрета: студийный и на рабочем месте.
Портрет в студии часто делается погрудным, иногда во весь рост, на
нейтральном светлом фоне. В отношении позы представленной фигуры
различают «с лица», в три четверти поворота направо или налево. Деловой портрет
на рабочем месте, где портретируемого окружают предметы его
непосредственной деятельности, придавая тем самым большую
выразительность изображению, по форме напоминает репортажный стиль в портрете, известный и хорошо практикуемый еще с XIX века. И хотя деловой портрет
не сильно отличается от обычных портретов, он все же более
регламентирован. Изображение в данном случае становится жертвой задачи.
z Нажмите, чтобы увеличить Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers Нажмите, чтобы увеличить Председатель Верховного суда США Джон Робертс. Фото Пола Ричардса. © Paul J. Richards/AFP/Getty Images z
Такой портрет
принято выполнять крупным планом. Главная отличительная черта —
строгость, обязательное соблюдение правил делового этикета в одежде и
прическе. Основные качества, которые в данном случае должен излучать
портретируемый, — это уверенность и доброжелательность. Но даже в портрете,
выполненном на рабочем месте, не всегда четко просматривается
принадлежность к профессии, что часто подчеркивается в художественном и
репортажном портрете. Внутренний мир портретируемого также остается вне сферы интересов делового портрета.
Почти маниакальную сосредоточенность на внешнем виде модели
подтверждают следующие рекомендации, которые часто размещают на сайтах и
раздают клиентам различные фотостудии. Советы для мужчин сводятся в
основном к выбору предметов гардероба: «Хороший костюм и рубашка —
основа вашего внешнего вида. Камера может уловить, если ваша одежда
плохо на вас сидит. Если вы решите не надевать костюм или пиджак, имейте
в виду, что белые и светлых тонов рубашки сами по себе могут смотреться
бледно и отвлекать внимание от вашего лица. Если вы хотите менее
официальный портрет, но не выходящий за рамки делового, лучшим выбором станет жакет с рубашкой или свитер».
z
Нажмите, чтобы увеличить Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers |
Нажмите, чтобы увеличить Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers |
Нажмите, чтобы увеличить Фото Дэна Селлерса. © Dan Sellers |
|
z
Рекомендации для женщин касаются в основном украшений: «Уместны и
даже приветствуются украшения. Цепочки должны быть короткими и идти
вдоль линии воротника блузки. Серьги должны быть видны из-под волос.
Можно использовать брошь, но в этом случае она должна быть довольно
большой, чтобы ее было заметно на снимке. Женщина с длинными волосами
должна выбрать жакет, который будет отличаться по тону от ее волос».
Съемка обязательно включает работу стилиста, который приводит в порядок
волосы, одежду и делает макияж.
В объявлениях различных фотографических студий можно встретить
следующие рекомендации относительно внешнего вида клиента. Тщательность
проявляется даже в выборе тканей, из которых, желательно, должен быть
сделан костюм, — лен и шерсть. Одежда должна быть однотонной и темных
цветов (коричневый, синий, серый, зеленый), так чтобы не отвлекать
внимания от лица, а только выгодно подчеркивать его достоинства.
У делового портрета
нет как такового исторического прототипа. В живописи существовали так
называемые профессиональные портреты, они часто делались на заказ и
изображали купцов, торговцев и денежных менял. Такой тип портрета
был особенно распространен в Германии и Голландии в XVI–XVII веках.
Заказчик изображался в окружении атрибутов своей деятельности, в пышной
обстановке. Это был одновременно профессиональный и парадный портрет.
z Нажмите, чтобы увеличить Фото Августа Зандера. 1924г. © August Sander/San Francisco Museum of Modern Art Нажмите, чтобы увеличить Ян Госсарт. Портрет купца. Около 1530 г. Нажмите, чтобы увеличить Фото Августа Зандера. 1926 г. © August Sander/Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur-August Sander Archiv z
В фотографии деловой портрет лишь формально может напоминать репортажный стиль в портрете. Единственное, что их объединяет, — это съемка на рабочем месте и использование профессионального антуража.
Роберт Хьюлетт в 1867 году специально для газеты «Таймс» сделал
репортаж о строительстве огромного корабля Grait Eastern. Среди прочих
снимков был портрет
Изамбара Брюнеля, разработчика корабля и крупнейшего инженера своего
времени. Однако, как и фотографии Августа Зандера из его масштабного
проекта «Люди XX века», эти изображения лишь с большой натяжкой
напоминают современный деловой портрет и то, что под этим термином принято понимать.
|