Коммерческая фотография — это ремесло фотографа. Здесь нет того
простора, который дают творческие и художественные съемки: фотограф
зажат в узкие рамки задачи, поставленной заказчиком. Но именно этим и
интересна коммерческая фотография. Она требует от фотографа
максимального профессионализма и понимания того, что и как он делает.
Здесь мне хотелось бы рассказать об основах коммерческой репортажной
съемки — от общения с заказчиком и построения съемочного процесса до
советов по работе на мероприятии и нюансов подачи материала клиенту. Те
детали, которые нужны начинающему фотографу как базис, на который будут
ложиться знания, приходящие с опытом.
Итак, что такое коммерческий репортаж?
Можно выделить три основных направления в коммерческих репортажных съемках:
- Свадебный репортаж
- Съемка корпоративных праздников, презентаций и прочих подобных мероприятий
- Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач
Нажмите, чтобы увеличить z
Каждое из этих направлений имеет свои особенности и нюансы в работе. О
них мы поговорим ниже, а пока попробуем ответить на очень важный
вопрос: в чем же главное различие репортажной фотожурналистики и
коммерческих репортажных съемок? Есть три основных отличия.
1) Задача фотографа
В репортажной фотожурналистике фотограф показывает свое видение
ситуации. Его задача состоит в том, чтобы сделать кадр, который
максимально полно отразит картину происходящего. Кадры должны «цеплять»
зрителя. И зачастую это достигается акцентированием внимания на
социальных проблемах и эксплуатацией «вечных тем»: старики, дети,
насилие… Главная задача коммерческого фотографа — снять так, как это
хочет видеть клиент. Ваши фотографии должны излучать позитив. Снимаете
ли вы корпоратив, свадьбу или делаете репортаж со съемок клипа, ваша
задача — сделать яркие кадры, показать сочные цвета, радость и веселье.
Весь негатив должен исключаться на стадии отбора материала. Будь то
чрезмерно пьяный офисный клерк или повалившиеся декорации. Заказчик этих
вещей видеть не должен. Запомните: главный message ваших кадров —
«праздник удался».
2) Смысловая нагрузка
В фотожурналистике качеством фотографии можно поступиться ради
смысловой нагрузки кадра. Достаточно посмотреть на многие
фотографии-лауреаты премии World Press Photo, и вы убедитесь в этом. В
коммерческом репортаже это практически исключено. Ваши фотографии должны
быть сделаны на высочайшем уровне репортажного качества. Единственное,
ради чего возможно пожертвовать качеством, — эмоциональная составляющая
кадра. Если вам удалось поймать потрясающе эмоционально-позитивный
момент, тогда можно простить огрех по резкости или композиции. Но это должен быть исключительный случай.
3) Количество
Если для журнального репортажа фотограф предлагает к публикации 30–40
кадров, из которых редактор потом выбирает 5–10, то при коммерческой
съемке ваш «стандарт» — 200–300 кадров, а если позволяют условия
(например, много гостей, разнообразная программа мероприятия) — то
400–500. И все эти кадры должны быть одинаково качественными. Именно
стабильность качества фотографий — обязательное требование к
коммерческой съемке.
Думаю, вы уже поняли, что коммерческая репортажная фотография — это совершенно обособленный жанр, имеющий массу своих особенностей и нюансов в работе. Именно о них и поговорим подробнее.
Итак, попробуем разобраться с тремя основными направлениями репортажной съемки.
Нажмите, чтобы увеличить z
Свадебный репортаж
По сути, на свадьбе есть три основных действующих лица:
- молодожены;
- гости;
- артисты.
Ваша задача — не просто отснять этих людей, но и запечатлеть их
общение, взаимодействие. Если вы снимаете маму/папу/дедушку/шурина
невесты в момент произнесения тоста — кроме крупнопланового портрета
обязательно сделать общий план гостя и молодоженов, в идеальном
варианте — кадр, где они обнимаются, улыбаются, дарят подарки, цветы или
чокаются бокалами.
Кстати, о бокалах. Иногда случается так, что гости за столом не очень
активно общаются между собой или вообще уткнулись в свои тарелки. Тогда
стоит подойти и попросить их дружно поднять бокалы и, чокаясь,
улыбнуться. Не забываем о главном правиле — «праздник удался».
Если вы снимаете выступление артиста, обязательно запечатлейте
реакцию молодоженов и гостей на представление — улыбки, заинтересованные
взгляды, аплодисменты.
Корпоративная съемка
Во время съемки корпоратива важно помнить самое главное:
корпоративный праздник — это имиджевое мероприятие для служащих
компании. А значит, вы должны запечатлеть все имиджевые атрибуты на этом
празднике — «звездных» артистов, красивые декорации, оригинальные
развлечения, предложенные гостям. В общем, показать все то, на что были
потрачены деньги компании. Старайтесь строить композицию так, чтобы по возможности запечатлеть в кадре логотип компании и название самого мероприятия.
Сделайте несколько абстрактных кадров: красивая деталь интерьера,
гастрономические изыски на столе или интересное световое шоу. Такие
кадры хорошо подходят для оформления буклетов и статей
внутрикорпоративного журнала.
Ну и, конечно, не забываем о позитиве — ваши фотографии должны
показывать, что сотрудникам компании весело, они радуются празднику и
жизни в целом, а деньги компании потрачены не зря.
Нажмите, чтобы увеличить z
Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач
Самая большая сложность работы фотографа на съемочной площадке —
сделать интересный репортаж, не помешав самому съемочному процессу. Для
этого необходимо соблюдать следующие правила:
- Перед началом съемки обговорите с оператором «мертвые зоны», то есть
места, откуда вы можете спокойно снимать без риска оказаться в кадре.
- Обязательно обговорите возможность использования вспышки. Как
правило, использовать вспышку на съемочной площадке нельзя по понятной
причине — отсвет будет заметен в кадре. Поэтому самый лучший вариант для
фотографа — это съемка во время репетиций. Очень часто и киношники, и
телевизионщики репетируют сцену перед съемкой на камеру, а значит,
вспышка никому не помешает и вы сможете спокойно работать.
- Не стоит забывать о золотом правиле фотографов: хорошая репортажная
фотография должна отвечать на три вопроса — «Что? Где? Когда?». Поэтому
старайтесь выстраивать кадр так, чтобы в нем присутствовали атрибуты
съемочной площадки — камеры, микрофоны и пр.
- Кроме фотографий самого съемочного процесса обязательно сделайте
фотографии «бэкстейджа» — работы визажиста с актерами, постановки света,
общения режиссера со съемочной группой.
С направлениями съемки мы разобрались. Теперь поговорим о том, как
следует организовывать общение с заказчиком, о каких нюансах не стоит
забывать во время съемки и в каком виде лучше преподнести готовый
материал клиенту.
Нажмите, чтобы увеличить z
|